Немного о практической педагогике

Эта история является примером из жизненного опыта, произошла со мной в детстве. В пятом классе, мой отец, вместе с нашей классной руководительницей, Нилой Викторовной, повезли наш класс в поход по Крыму.

Дело в том, что папа имел корочку инструктора по туризму, а в молодости объехал половину СССР. Детей нашего класса ему доверяли беспрекословно, поскольку он трудился инженером на заводе, где работала и большая половина родителей учеников нашего класса.

Классная же руководительница была одинокой пожилой вдовой, имевшей взрослого сына, невестку и недавно родившегося внука. Ученикам нашего класса, она, по возрасту, приходилась скорее бабушкой.

Любовь и береза

Наш город расположен в трех часах езды от Симферополя. Поэтому, было бы странно, не посетить Крым. Поход, в который мы отправились, был рассчитан на пять дней. Ночевали мы на туристической базе «Сосновка», а в дневное время разъезжали по Крыму, осматривая достопримечательности.

Девочки, включая меня, «прибились» к Ниле Викторовне, а мальчики держались папы. Так мы и путешествовали, двумя группами – «женской» и «мужской», поскольку водители крымских автобусов отказывались провозить весь наш класс одновременно.

Однажды утром, к Ниле Викторовне подбежали несколько учеников нашего класса, и, в один голос, сообщили: «Вита Иванченко влюбилась в Алешу Дробышева, а он сказал, что не влюблен. Поэтому Вита залезла на березу, и отказывается слазить вниз».

Практическая педагогика в действии

Нила Викторовна попросила проводить ее к березе. Все девочки также последовали за ней. Картина, открывшаяся перед нами, была, мягко говоря, странной: на очень высокой березе, растущей прямо в центре «Сосновки», действительно сидела Вита Иванченко.

Как взрослый человек и педагог, я, до сих пор, удивляюсь мягкости нашей классной руководительницы. Она сказала очень ласково и задушевно: «Виточка, девочка, слезь, пожалуйста».

Естественно, Виту пришлось долго уговаривать. Делала это Нила Викторовна мягко – и Вита, конечно же, слезла с березы. Дальше Нила Викторовна, до конца похода, ни на шаг не отпускала ее от себя. Учительница везде ходила с Витой за руку, постоянно убеждая девочку, что все хорошо и ничего страшного не произошло. Так и прошли пять дней.

Вместо эпилога

Если кто-то не понял, о чем я пыталась рассказать, сообщаю:

  • если бы девочка упала с березы и получила увечья – Нилу Викторовну отдали бы под суд;
  • пожилая женщина отправилась с классом в путешествие по Крыму, совершенно не ожидая, что Вита, имевшая отчима – азербайджанца, «воспылает» истерической любовью к мальчику, которому, по возрасту, еще и влюбляться не хотелось;
  • я, как педагог, на месте пожилой учительницы, спустила бы Виту с березы, а затем устроила бы ей громкую разборку, вплоть до приезда родителей девочки в «Сосновку», потому что: ну вот зачем мне садиться в тюрьму, из-за чужого ребенка.

Духовно нравственное воспитание личности, такт и доброта же пожилой учительницы, заключались как раз в том, что она очень аккуратно и мягко закончила эту историю, и никто, в конечном итоге, не пострадал.

Когда студент педагогического вуза получает, наконец, долгожданный диплом – он еще не понимает, что его ожидает очень нелегкая профессия, которой никто и никого научить не может. А самое сложное в профессии учителя – конфликтные ситуации между людьми.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

5 Комментариев

  1. Inna

    Учителя должны быть хорошими психологами и уметь разбираться в ситуации. Благодаря своему большому опыту учительница смогла разрешить эту ситуацию без катастрофических последствий и психологической травмы для ребенка.

  2. olga-kort

    Отличие замечательности преподавателя не столько во владении предметом, квалифицированности преподавания, сколько в его человечности, настоящей доброте и справедливости. Нынешнему времени с агрессией, нетерпимостью, отсутствием толерантности, подобные преподаватели очень требуются.

  3. Zoryana

    Представила девочку на березе — мурашки по коже. Сама педагог, знаю, о чем речь, какова ответственность за жизнь, здоровье чужих детей. Аплодирую мысленно этой мудрой учительнице, которая смогла найти подход к ребенку в этой опасной ситуации. Здесь роль сыграли и опыт, и знание психологии (орать и взывать к совести, когда девчонка метров 6-10 над землей — идея не очень), и знание педагогики, и доброта, и любовь к детям, своей профессии. Может, это и есть формула, определяющая настоящего учителя.

  4. Shmouble

    Чем-то эта учительница мне напомнила моих пожилых учителей, когда я училась в школе еще в советские времена. Таких случаев с березой не было, но отношение к детям было похожее: очень терпеливые, интеллигентные, вежливые. К сожалению, эта культура учителей и профессионализм потихоньку уходит в прошлое. Сейчас в школе учится мой сын, общаюсь с педагогами, особенно молодыми, такое впечатление, что в педагогике это — случайные люди.

Добавить комментарий