Экспериментальный педагогический проект

Однажды мне, аспирантке педагогического университета, предложили поработать в одном из Крымских детских лагерей. Подобный бюджетный отдых знаком многим педагогам. Он сочетает в себе возможность подработать в летнее время и, главное, отдохнуть на морском побережье.

Естественно, я поблагодарила за подобное, весьма щедрое предложение, и согласилась. Пионерский лагерь, предложенный мне в качестве подработки, назывался «Омега» и располагался в городе Севастополе, в одноименной бухте.

Отряд

В лагере меня, вместе с пятью другими педагогами и студентами, поставили на отряд, состоящий из родительских детей. Это был первый и последний случай, в моей практике, когда на одном детском отряде работали три учителя, включая меня, и трое студентов – практикантов, окончивших третий курс педагогического университета.

Один из студентов, Вадим, был из семейного детского дома. Дело в том, что его родители имели трех собственных детей, включая и самого Вадима, а так же более десяти приемных малышей разного возраста. Зная эту семейную особенность юноши, старшая вожатая предложила ему поучаствовать в экспериментальном проекте.

Проект, проводившийся под руководством властей Крымского полуострова, подразумевал совместный отдых детей – инвалидов, воспитывавшихся в родительских семьях, и здоровых детей.

Детей – инвалидов, вместе с одним или двумя опекунами – родственниками, селили в специально сооруженных для них домиках, имевших пандусы и другие необходимые особенности конструкции. Но в дневное время они должны были находиться в расположении нашего отряда.

Куратор

Однажды ко мне подошел Вадим и сказал: «Старшая вожатая просит тебя курировать детей – инвалидов. Пойди и скажи ей, что ты согласна». Я, решив что это распоряжение начальства, которое Вадим и передал мне, дала вожатой согласие на участие в экспериментальном проекте.

Позднее оказалось, что Вадик соврал, «сосватав» меня, вместо себя. Но  отказываться мне, аспирантке, было уже неудобно. Так я познакомилась с родителями детей – инвалидов и с их особенными детьми. Пообщавшись с ними, я вынесла для себя некоторую информацию:

  • Процесс воспитания личности ребенка с ограниченными возможностями сложен, но любой детский коллектив, постепенно, но очень искренне, примет ребенка – инвалида, который может передвигаться на собственных ногах (без инвалидного кресла) и обладает адекватным мышлением. На замедленную речь и неуклюжие движения, здоровые дети со временем перестанут обращать внимания.
  • В случае, когда ребенок постоянно находится в инвалидном кресле или не может разговаривать — общение с другими детьми не получится, а отряд просто проигнорирует подобного ребенка.
  • Семья, в которой родился ребенок – инвалид, не распадается в двух случаях: если родители имеют еще и других совместных детей, здоровых, либо если ребенка забирает из родительской семьи, на воспитание, одна из бабушек.

Многие аргументы из жизненного опыта показывают, что работать социальным педагогом очень тяжело. Это значит, все время видеть рядом чужое горе. Каждый родитель ребенка с ограничениями, просто стремится рассказать тебе собственную грустную историю. И ее обязательно надо выслушивать. По-другому нельзя.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

5 Комментариев

  1. marinan1909

    Трудно работать педагогом, вообще, а с ребятишками, имеющими инвалидность, вдвойне. Это и мой опыт, учителя со стажем. Не просто приходится выслушивать печальные семейные истории, но и пропускать их через сердце. Потому и ушла, когда случилась череда несчастий у самой, перегорела морально, а к детишкам, тем более больным, надо подходить с позитивом. Согласна, детский коллектив часто жесток, туда трудно влиться особенному ребенку. А семьи с маленькими инвалидами чаще покидают папы, не выдерживают.

  2. Nika

    Знаю одну семью, в которой родители воспитывали ребенка-инвалида сами, без помощи бабушек и дедушек. Конечно, им тяжело было, но их семья не распалась. Ребенок умер в 14-летнем возрасте. После этого у них родился еще один ребенок. И до сих пор они вместе и счастливы. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов иногда крепче, чем те, которые воспитывают здоровых детей. Здесь все зависит от самих родителей, их отношений и степени ответственности друг перед другом и своим ребенком.

  3. Igor Zaytsev

    Для того, чтобы работать в такой сфере, необходимо обладать волевыми и моральными качествами. Если дети с ограниченными возможностями под таким чутким руководством смогут полноценно себя чувствовать среди обычных и здоровых детей, то — это уже первый шаг на пути к теоретическому успеху.

  4. bonimur

    Наше общество должно более толерантно относиться к инвалидам, такая участь может постигнуть каждого из нас. К сожалению, дети — инвалиды в большинстве случаев находятся в замкнутом пространстве своей семьи или в интернатах. Социальные педагоги нужны для воспитания в здоровых людях чувства сострадания, доброты.

  5. Tatyana

    Как педагог с двадцатилетним стажем, могу сказать, что работать с детьми с каждым годом становиться труднее. А детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, становится больше. Но такие ребятишки отзывчивые, доброжелательные, легко сходятся с одноклассниками. В них чувствуется тяга к знаниям, у таких детей есть цель и они стремятся к ее достижению.

Добавить комментарий